О Хартии

В России образуется 65 млн тонн твердых коммунальных отходов в год
Сейчас сортируется и перерабатывается 7% отходов
Захоранивается на полигонах 93% отходов
Общая площадь полигонов - более 4 млн гектаров

Эта ситуация представляет опасность для экологии и благополучия населения.
Необходимо заместить полигонное захоронение другими наиболее эффективными и экологичными способами утилизации в материальные и энергетические ресурсы.

Мы, подписанты и участники Хартии, намерены всемерно содействовать созданию в России новой эффективной системы обращения с ТКО, в которой нет места захоронению.
Отходы должны максимально перерабатываться и возвращаться во вторичный оборот.

РЕЦИКЛИНГ
ЭНЕРГОУТИЛИЗАЦИЯ
ОТКАЗ ОТ ПОЛИГОНОВ
В России образуется 65 млн тонн твердых коммунальных отходов в год

Сейчас сортируется и перерабатывается 7% отходов

Захоранивается на полигонах 93% отходов

Общая площадь полигонов - более 4 млн гектаров
Эта ситуация представляет опасность для экологии и благополучия населения.
Необходимо заместить полигонное захоронение другими наиболее эффективными и экологичными способами утилизации
в материальные и энергетические ресурсы.

Мы, подписанты и участники Хартии, намерены всемерно содействовать созданию в России новой эффективной системы обращения с ТКО, в которой нет места захоронению.
Отходы должны максимально перерабатываться и возвращаться
во вторичный оборот.

Хартия
создания и внедрения в Российской Федерации новой системы
управления твердыми коммунальными отходами

Настоящая Хартия является декларацией подписавших ее участников о готовности принять необходимые меры для создания и внедрения в Российской Федерации новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, соответствующей принципам экономики замкнутого цикла и предполагающей полный отказ от захоронения отходов на полигонах в городских агломерациях с населением более 1 млн. человек и курортных кластерах с 2035 года.

Преамбула

В России образуется около 65 млн тонн твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в год, и этот показатель стабильно увеличивается. Из указанного объема ТКО сортируются и перерабатываются лишь 7% отходов, в то время как 93%, часто без предварительной сортировки, направляются для захоронения на полигоны, общая площадь которых на территории Российской Федерации по состоянию на 2020 год превышает 4 млн га (40 тыс. км2)[1].

При этом полигоны являются по сути неконтролируемыми химическими реакторами, так как в процессе разложения органических фракций ТКО происходит эмиссия свалочного газа, содержащего парниковые, горючие и токсичные вещества (углекислый газ, метан и др. – более 100 примесей) и представляющего опасность для окружающей среды и здоровья человека. Кроме того, в ходе разложения отходов образуется токсичная жидкая фракция (свалочный фильтрат), загрязняющая на прилегающей территории [2] почвенный покров, подземные и поверхностные воды. Также полигонное захоронение отходов приводит к их перманентному выбытию из экономического оборота в то время, как в рамках развитой системы обращения с ТКО отходы после проведения сортировки и переработки частично замещают ограниченные природные ресурсы (и получаемые из них первичные материальные и энергетические ресурсы), сокращая нагрузку на окружающую среду.

В условиях международного консенсуса о необходимости сокращения антропогенного воздействия на экологию и снижения содержания углекислого газа в атмосфере [3] необходимо учитывать, что каждая тонна размещенных на полигоне отходов приводит к выбросам в атмосферу более 1,6 тонн СО2-эквивалента [4] , что свидетельствует о низкой эффективности такого способа обращения с ТКО.

Создание новой системы управления ТКО

Мы, нижеподписавшиеся представители бизнеса, власти, науки и общественности, едины в понимании того, что сложившаяся в российском секторе обращения с ТКО ситуация, рассмотренная выше, является в корне неправильной и представляет существенную опасность как для экологии, так и для благополучия населения, а полигонное захоронение отходов необходимо заместить иными, более эффективными и экологичными, способами обращения с ними.

В этой связи мы, подписанты и участники настоящей Хартии, намерены всемерно содействовать созданию в Российской Федерации новой комплексной системы обращения с ТКО, учитывающей иерархию способов обращения с отходами и построенной на принципах циклической экономики (экономики замкнутого цикла), в которой нет места для захоронения ТКО, поскольку отходы в максимальном объеме должны перерабатываться и возвращаться в экономический оборот в форме вторичных материальных и энергетических ресурсов.

Мы обязуемся придерживаться следующей общепринятой в мире и в России иерархии методов обращения с ТКО (по убыванию приоритета):

1) Предотвращение / сокращение образования;

2) Повторное использование;

3) Переработка во вторичные материальные ресурсы (далее – ВМР) и компост (материальная утилизация);

4) Термическая переработка не подлежащих материальной утилизации фракций отходов с приоритетом технологии энергетической утилизации, позволяющей использовать эти фракции ТКО в виде вторичных энергетических ресурсов;

5) Захоронение (по мнению подписантов Хартии, следует стремиться к полному отказу от использования данного метода, ориентируясь на успешный опыт ряда развитых стран).

Мы убеждены, что наивысшим приоритетом обладают мероприятия, направленные на снижение количества отходов и вторичное использование товаров и материалов. Мы считаем важным придерживаться этого принципа и планируем доступными способами поощрять сокращение образования отходов производства и потребления.

При обращении с уже образовавшимися отходами приоритетной задачей мы видим обеспечение их возврата в хозяйственный оборот для экономии ограниченных первичных материальных и природных ресурсов. Для этого необходимо обеспечить сортировку 100% образующихся ТКО, выделять из них фракции, подходящие для переработки, и возвращать такие фракции в экономический оборот в качестве сырья, либо товарной продукции.

Понимая важность этой задачи и учитывая, что возможность ее реализации напрямую зависит от спроса на ВМР и на продукцию его переработки со стороны организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, производители товаров и упаковки – участники настоящей Хартии будут расширять использование в своей деятельности ВМР и продукции, произведенной с его использованием.

Те фракции отходов, которые не подлежат переработке в ВМР или компостированию, в рамках новой системы управления ТКО в России будут направляться на заводы по термической переработке отходов в тепловую или электрическую энергию. Это позволит возвращать такие отходы в оборот в виде вторичных энергетических ресурсов и экономить первичные ресурсы: нефть, природный газ, уголь и другие, одновременно сокращая выбросы парниковых газов от традиционной генерации. При этом золошлаковые отходы, образующиеся при энергетической утилизации ТКО, будут подвергаться дополнительной обработке в целях снижения их класса опасности и вовлечения в оборот, например, в качестве строительных материалов, полностью перерабатываясь.

Таким образом, предлагаемая к внедрению комплексная система обращения с ТКО в России позволит реализовать в крупнейших агломерациях и курортных регионах принципы «экономики замкнутого цикла», в соответствии с которыми нулевое захоронение ТКО и отказ от функционирования полигонов достигается за счет того, что все образующиеся отходы возвращаются в экономический оборот в виде материальных либо энергетических ресурсов, а полигоны прекращают свою деятельность и рекультивируются.

Ключевые принципы создаваемой системы обращения с ТКО

Государства и общества во всем мире осознают важность сознательного отношения к экологии, проявляющегося в том числе в подходе к обращению с отходами производства и потребления и отказе от их захоронения.

Так, в 2015 году 193 государства - члены ООН приняли 17 глобальных целей устойчивого развития, на достижение 10 из которых прямо влияет внедрение рассмотренной выше комплексной системы управления ТКО.

Европейский союз в 2008 году законодательно утвердил иерархию методов обращения с ТКО, согласно которой захоронение является наименее приоритетным способом действий, применение которого должно сводиться к минимуму. В 2018 году регулирование ЕС в этой области было дополнено целевым показателем по сокращению доли захороняемых отходов до уровня не более 10% от общего объема образующихся отходов к 2035 году.

Россия также инициировала работу в данном направлении. Указом Президента России В.В. Путина от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены задачи по созданию к 2030 году устойчивой системы обращения с ТКО, обеспечивающей их сортировку в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза.

Осознавая свою ответственность за достижение данных целей и сохранение экологии России, мы обязуемся оказать максимальное содействие в реализации определенных Президентом России и Правительством Российской Федерации планов по созданию новой системы обращения с ТКО, придерживаясь в своей деятельности следующих принципов:

- максимальное вовлечение вторичных материальных ресурсов в оборот посредством раздельного сбора, сортировки, переработки ценных фракций отходов в сырье (материальная утилизация) или компост;

- отправка непригодных для повторного использования частей отходов на термическую переработку в электрическую или тепловую энергию (энергетическая утилизация);

- отказ от захоронения отходов на полигонах.

Поскольку эффективное обращение с отходами и сокращение их количества является комплексным процессом, который подразумевает, в том числе, создание инфраструктуры для сбора, сортировки и переработки, воспитание экологической культуры и ответственное поведение граждан, проживающих и работающих на территории страны, мы обязуемся внести вклад в создание комплексной системы обращения с ТКО в России путем реализации инициатив, рассмотренных ниже, а также требовательного отношения к себе и близким в вопросе обращения с ТКО.

Инициативы, направленные на создание новой системы обращения с ТКО

В целях развития циклической экономики подписанты настоящей Хартии намерены оказывать всестороннюю поддержку реализации следующих инициатив:

- создание и развитие в России системы фандоматов по всей стране для сбора стеклянной, пластиковой и металлической тары от напитков до ее попадания в общий поток отходов;

- внедрение раздельного сбора отходов населением и коммерческими образователями согласно определённой на государственном уровне системе;

- реализация мероприятий, предусмотренных утвержденной Правительством Российской Федерации концепцией расширенной ответственности производителей;

- создание достаточного количества комплексов по переработке отходов во всех регионах страны, а также мощностей по их энергетической утилизации;

- запуск торговой онлайн-площадки для совершения операций по продаже либо покупке ВМР и сырья, произведенного из ВМР;

- поддержка проектов по рекультивации полигонов и возвращению их территорий в хозяйственный оборот;

- создания специализированной ассоциации развития экономики замкнутого цикла, направленной на содействие реализации государственной политики в сфере обращения с отходами от использования товаров и упаковки.

Мы, подписавшие настоящую Хартию, обращаемся к Правительству Российской Федерации и высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и просим обеспечить:

- создание эффективной системы регулирования новой комплексной системы обращения с ТКО на территории Российской Федерации;

- содействие созданию современной инфраструктуры раздельного сбора отходов, включая фандоматы, и стимулирование участников рынка к использованию такой инфраструктуры;

- установление целевых показателей и индикаторов, отражающих эффективность функционирования российской системы обращения с ТКО и стимулирующих повышение ее качества;

- предоставление мер поддержки отрасли обращения с отходами, включая совершенствование механизмов расходования средств экологического сбора в рамках расширенной ответственности производителей;

- контроль за соблюдением экологических требований;

- осуществление образовательной и просветительской деятельности в сфере обращения с ТКО;

- разработку и внедрение механизмов приоритетного выбора продукции, содержащей ВМР, при государственных и муниципальных закупках;

- формирование законодательства для развития по всей стране системы фандоматов для сбора стеклянной, пластиковой и металлической тары от напитков, включая внедрение системы залоговой стоимости тары по аналогии с Европейским союзом и другими странами.

Профильные задачи для участников Хартии

В рамках рассмотренных выше инициатив по созданию в России новой системы обращения с ТКО, участники настоящей Хартии берут на себя следующие профильные задачи:

1) Производители товаров и упаковки обязуются обеспечить:

- внедрение в процесс производства продукции и упаковки материалов, обладающих высоким потенциалом переработки, и преимущественный отказ от использования материалов, которые не могут быть переработаны;

- использование сырья, полученного из ВМР, при создании продуктов и упаковки;

- максимальный отказ от использования одноразовой полимерной продукции;

- стимулирование использования многоразовой и экологичной упаковки;

- инструктирование потребителей о возможных способах утилизации продуктов и упаковки;

- заключение контрактов на утилизацию отходов исключительно с заслуживающими доверия исполнителями;

- полный отказ от передачи отходов для захоронения на свалках;

- самостоятельная сортировка отходов, образующихся в ходе деятельности предприятий.

2) Предприятия сферы обращения с ТКО обязуются обеспечить:

- создание инфраструктуры раздельного сбора отходов, в том числе с помощью фандоматов;

- использование наилучших доступных технологий при утилизации отходов;

- соблюдение установленных экологических требований;

- создание эффективных сортировочных мощностей;

- создание мощностей по переработке отходов в сырье (материальная утилизация) и электрическую или тепловую энергию (энергетическая утилизация);

- переработку максимального количества отходов в ВМР и стимулирование использования ВМР для производства сырья и продукции;

- создание условий для повышения вовлечения в хозяйственный оборот сырья и продуктов, произведенных из ВМР;

- создание электронных площадок по реализации продукции, произведенной на базе использования ВМР.

3) Общественность и экспертное сообщество обязуются обеспечить:

- соблюдение установленных требований и приверженность принципам цикличной экономики (на своем примере);

- осуществление образовательной и просветительской деятельности в сфере обращения с ТКО;

- вовлечение заинтересованных сторон в культуру повторного использования, раздельного накопления и сбора ТКО, их обработки и утилизации для увеличения числа лиц, оказывающих содействие развитию комплексной системы обращения с отходами в Российской Федерации;

- участие в мониторинге функционирования комплексной системы обращения с ТКО и контроле за соблюдением установленных принципов ее работы.

4) Промышленные предприятия:

- разработка, трансфер, локализация и производство наилучших доступных технологий в сфере обращения с ТКО;

- осуществление инвестиций в проекты, связанные с созданием инфраструктуры обращения с ТКО;

‑ поддержка проектов по установке на территории собственных объектов фандоматов и других элементов инфраструктуры раздельного сбора ТКО для стимулирования раздельного сбора отходов сотрудниками;

- использование при осуществлении деятельности и создании продукции сырья, полученного из ВМР;

‑ ограничение использования в своей деятельности неперерабатываемой упаковки;

- осуществление среди сотрудников образовательной и просветительской деятельности в сфере обращения с ТКО.

5) Транспортные и логистические компании:

- стимулирование использования многоразовой упаковки при перевозках товаров ипреимущественный отказ от использования неперерабатываемой одноразовой упаковки;

‑ поддержка проектов по установке на территории собственных объектов фандоматов и других элементов инфраструктуры раздельного сбора ТКО для стимулирования раздельного сбора отходов сотрудниками и клиентами;

- реализация совместно с предприятиями сферы обращения с ТКО проектов по вывозу и транспортировке отходов до объектов переработки;

- осуществление среди сотрудников образовательной и просветительской деятельности в сфере обращения с ТКО.

6) Предприятия сферы услуг:

‑ поддержка проектов по установке на территории собственных объектов фандоматов и других элементов инфраструктуры раздельного сбора ТКО для стимулирования раздельного сбора отходов сотрудниками и клиентами;

- внедрение и соблюдение требований по раздельному сбору пищевых отходов;

- преимущественное использование в своей деятельности многоразовой упаковки и посуды;

- максимальный отказ от использования одноразовой полимерной продукции;

- осуществление среди сотрудников образовательной и просветительской деятельности в сфере обращения с ТКО.

7) Иностранные компании, осуществляющие деятельность в России:

- соблюдение установленных в Российской Федерации законодательных требований в области обращения с ТКО, в том числе принципов расширенной ответственности производителей;

- внедрение в процесс производства продукции и упаковки ВМР, а также материалов, обладающих высоким потенциалом переработки;

- инструктирование потребителей о возможных способах утилизации продуктов и упаковки;

- заключение контрактов на утилизацию отходов исключительно с заслуживающими доверия исполнителями;

- осуществление среди сотрудников образовательной и просветительской деятельности в сфере обращения с ТКО.

Заключительные положения

Положения настоящей Хартии направлены на содействие созданию и внедрению в Российской Федерации новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, соответствующей принципу «нет свалок – нет отходов», согласно которому максимальное количество отходов вовлекается во вторичный оборот в виде вторичных материальных или энергетических ресурсов, а объем захораниваемых отходов минимизируется.

Участники настоящей Хартии намерены осуществить все необходимые действия для создания указанной системы обращения с ТКО и готовы предпринимать целенаправленные и последовательные усилия по продвижению принципов, изложенных в Хартии.

Настоящая Хартия открыта для присоединения всех заинтересованных объединений, ассоциаций, российских и иностранных компаний, осуществляющих деятельность в России, а также иных заинтересованных сторон и экспертов.


[1] Сопоставимо с площадями ряда европейских стран: Словении (20,2 тыс. км2), Бельгии (30,5 тыс. км2),
Швейцарии (41,3 тыс. км2), Нидерландов (41,5 тыс. км2)
[2] С учетом санитарно-защитной зоны 1 полигон площадью 30 га приводит к выбытию из хозяйственного оборота порядка 538 га прилегающих земель.
[3] Парижское соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, Трансграничное углеродное регулирование в Европейском союзе и др.
[4] По оценке ООН, приведенной в докладе Waste to Energy: Considerations for Informed Decision-making
https://www.unep.org/ietc/resources/publication/waste-energy-considerations-informed-decision-making